7:46 AM Ход конём | |
20 июля во всём мире ежегодно, начиная с 1966 года, празднуют Международный день шахмат. Вот уже более полутора тысяч лет радует эта прекрасная игра людей, делая их лучше, умнее, чище, благороднее. Её воспевали Омар Хайям и Фирдоуси, Шекспир и Сервантес, Вольтер и Гёте, Толстой и Тургенев, Стефан Цвейг и Набоков… В их произведениях часто встречаются сфены, мысли и образы, навеянные шахматным искусством. Шахматная игра оказалась столь многогранной, что одинаково гармонично вписывается в канву фантастической новеллы и юмористического рассказа, детективного расследования и поэтического признания в любви, философских размышлений и сказочного повествования… Представляем вашему вниманию художественные произведения, где упоминаются шахматы. В романе великого русского писателя Льва Толстого «Война и мир» нередко встречаются военно-шахматные сравнения. Но, как заявляет Толстой, взгляд на близость шахмат и войны носит чисто внешний характер, а по существу их законы и стратегии различны. Делясь мыслями о предстоящем сражении, два друга, Андрей и Пьер, затронули вопрос о роли полководцев в войне, и в частности Наполеона. А так как оба играли в шахматы, их рассуждения, естественно, перешли на рельсы шахматных аналогий и сравнений. Интересны в романе и шахматные изречения Наполеона, которые свидетельствуют о его в корне отличающемся отношении к войне. Если князь Андрей прежде всего обращает внимание на разницу между шахматами и войной, приносящей тысячам людей страдание и смерть (война - "самое черное дело в жизни, и потому не надо играть в войну..."), то Наполеон смотрит на войну именно как на игру, а на офицеров и солдат - как на фигуры и пешки в этой игре. Интересны в романе и шахматные изречения Наполеона, которые свидетельствуют о его в корне отличающемся отношении к войне. Если князь Андрей прежде всего обращает внимание на разницу между шахматами и войной, приносящей тысячам людей страдание и смерть (война - "самое черное дело в жизни, и потому не надо играть в войну..."), то Наполеон смотрит на войну именно как на игру, а на офицеров и солдат - как на фигуры и пешки в этой игре. Кроме шахматных аналогий при описании военных действий в романе много раз встречаются и другие упоминания о шахматах. Интересны в бытовом и психологическом плане встречи у шахматного столика Наташи Ростовой с Андреем Болконским, эпизод игры Веры Ростовой с Шиншиным, сражение за шахматной доской русских офицеров Трубецкого и Берга... И это не случайно. Толстой был страстным любителем шахмат. Как раз к поре создания романа "Война и мир" относятся его слова, обращенные в письме к брату жены Александру Берсу (от 24 октября 1864 года): "Играешь ли ты в шахматы? Я не могу представить себе эту жизнь без шахмат, книг и охоты". Свою привязанность к шахматам Толстой сохранил до конца жизни, часто играя с друзьями и знакомыми после напряженного литературного труда. Известный российский писатель Василий Аксенов в своём сатирическом произведении «Победа» оригинально обрисовал конфронтацию во время шахматной игры. В нём, по его словам, показаны "не только столкновение разных характеров, но полярно противоположные системы мышления". Вот начало этого рассказа: "В купе скорого поезда гроссмейстер играл в шахматы со случайным спутником. Этот человек сразу узнал гроссмейстера, когда тот вошел в купе, и сразу загорелся немыслимым желанием немыслимой победы над гроссмейстером. "Мало ли что, - думал он, бросая на гроссмейстера лукавые узнающие взгляды, - мало ли что, подумаешь, хиляк какой-то". Гроссмейстер сразу понял, что его узнали, и с тоской смирился: двух партий, по крайней мере, не избежать. Он тоже сразу узнал тип этого человека. Порой из окон Шахматного клуба на Гоголевском бульваре он видел розовые крутые лбы таких людей. Писатель ещё с юных лет был привержен к шахматам и хранил к ним самые добрые чувства. Финал едва начавшейся шахматной партии мы находим в повести знаменитого русского писателя Ивана Тургенева "Несчастная". Рассказ ведется от имени Суссанны, навестившей влюбленного в нее Мишеля во время его болезни. Он попросил придвинуть к нему шахматный столик и расставить фигуры. "Я ничего не ответила, и, не спрося, кому начинать, ступила пешкой... Мишель не отвечал на мой ход... Я посмотрела на него. Слегка вытянув голову, весь бледный, он умоляющим взором указывал мне на мою руку... Поняла ли я его - не помню, но что-то мгновенно, вихрем закружилось у меня в голове... В замешательстве, едва дыша, я взяла ферзь, двинула ею куда-то через всю шашечницу. Мишель быстро наклонился и, поймав губами и прижав мои пальцы к доске, начал целовать их безмолвно и жадно..." Добавим к этому, что и сам Иван Тургенев был известен своим пристрастием к шахматной игре. Он увлёкся ею еще в детстве, а к теории приобщился во время обучения в Московском университете. В сохранившейся библиотеке (в музее Тургенева в г. Орле) имеются многие шахматные книги и журналы с его карандашными пометками на полях, ходами и вариантами. За шахматной доской Тургеневу доводилось встречаться не только с друзьями и приятелями, но и с известными мастерами Петербурга и Парижа. Когда речь заходит о писателях, отобразивших в своих произведениях игру влюбленной пары, на память приходят прежде всего строки из романа Александра Пушкина "Евгений Онегин". Вот Ольга Ларина и Владимир Ленский проводят счастливые часы любви за шахматной игрой: Уединясь от всех далеко, Пушкин и сам серьезно увлекался шахматной игрой. В хранящейся в Санкт-Петербурге пушкинской библиотеке есть парижское издание книги Филидора "Анализ шахматной игры", приобретенные им незадолго до своей кончины, три номера первого в мире французского шахматного журнала "Паламед" и два экземпляра книги первого шахматного мастера России "Шахматная игра, приведенная в систематический порядок с присовокуплением игор Филидора и примечаний на оныя, изданная Александром Петровым". Одна из этих книг была с дарственной надписью автора: "Милостивому государю Александру Сергеевичу Пушкину, в знак истиннаго уважения. От издателя". Шахматы были добрым спутником поэта до конца его жизни. Современники сообщают, что свою последнюю партию он играл в гостях у князя П. И. Мещерского накануне роковой дуэли. Шахматы трудно любить в меру. Эта не знающая границ страсть дает богатейшую пищу писателям. Известно немало великолепных шахматных новелл, искрящихся фантазией, юмором. Они и сегодня доставляют радость, вызывают улыбку, живой интерес. Наиболее замечательным не только в русской, но и в мировой художественной литературе юмористическим откликом на крупное шахматное событие явилась тридцать четвертая глава сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев". Её главные моменты и идеи навеяны известной "шахматной горячкой", охватившей Советскую Россию после первого Московского международного турнира 1925 года. В главе, именуемой "Междупланетный шахматный конгресс", мы находим импровизацию о будущем "шахматном городе" Нью-Васюки, где устраиваются крупнейшие в мире международные состязания и куда устремляются любители шахмат со всего света... Здесь вырастает стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли. Рисуя перед жителями волжских Васюков перспективы процветания под влиянием шахматного прогресса, герой романа Остап Бендер обещает превращение их города в центр всего мира и даже планетной системы. Высоко ценил шахматы автор одного из известнейших в мировой литературе романов на шахматную тему - "Защита Лужина" - русско-американский писатель Владимир Набоков. Владимир был приобщен к шахматам отцом ещё в детские годы, а в юности увлёкся шахматной композицией. В 1919 году, эмигрировав из России, он стал публиковать свои задачи в берлинской русской газете "Руль", где вёл шахматный раздел. Там же напечатал стихотворение "Шахматный конь", а вскоре и рецензию на книгу мастера Евгения Зноско-Боровского "Капабланка и Алехин". Она заканчивалась словами: "Скромный, но пламенный поклонник Каиссы приветствует появление этой волнующей книги". И в последующие годы Набоков продолжал писать шахматные сонеты и публиковать композиции под псевдонимом Сирин. В 1970-м писатель даже выпустил в Америке сборник "Стихи и задачи". Шахматные машины будущего смогут содействовать совершенствованию творческих способностей людей, прогрессу самих шахмат. Наладится обучение людей игре с помощью шахматных роботов. Эту возможность предвидел и оригинально описал детский писатель Николай Носов в романе-сказке "Незнайка в Солнечном городе". В главе "Как Незнайка заболел шахматной горячкой" изображен Шахматный городок, в котором имеются играющие автоматы различной силы - от гроссмейстера до шахматиста третьего разряда, то есть для любого партнера. "Для таких малоопытных игроков, как Незнайка, в Шахматном городке имелось множество менее совершенных шахматных автоматов. Электронное устройство этих машин было попроще, и обыграть их было гораздо легче... Кроме того, здесь были автоматы, которые передавали разные характеры игроков. Один из них, перед тем как сделать ход, долго морщил лоб, теребил для чего-то рукой собственный нос, нерешительно брал фигуру с доски, долго держал ее в руке, как бы раздумывая, куда поставить; наконец, сделав ход, поспешно хватал фигуру обратно, ставил на прежнее место и снова начинал делать вид, будто думает. Такие выходки автомата сердили некоторых слишком нетерпеливых игроков, и от этого им не так скучно было играть. Писатели нередко оказываются прорицателями: например, кибернетические машины, играющие в шахматы, еще вчера выглядели несбыточной мечтой, а сегодня стали реальностью. Что только писатели не изображают в своих фантастических произведениях - наделяют способностью играть в шахматы то обезьян, то умных собак или даже котов... Это можно увидеть в знаменитом романе русского писателя Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Как известно, писатель родился в Киеве, но жил и творил в Москве, у Патриарших прудов, прославленных в названном романе. Здесь, в одном из домов, и была сыграна шахматная партия между Воландом и Бегемотом. Она предшествовала балу, на который была приглашена Маргарита. Интересен мир волшебных шахмат и приключений в нём девочки Алисы, придуманный Кэроллом Льюисом. Однажды он катался на лодке со своими юными сестрами - Эдной, Алисой и Лориной - и по их просьбе придумал сказку "Алиса в стране чудес", которая покорила не только три девичьих сердца, но и весь мир. В 1871 году он написал продолжение - "Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса", получившее известность как "Алиса в Зазеркалье". Прообразом волшебного мира Алисы писатель избрал события в шахматной партии. По мнению переводчицы, писательницы Н. Демуровой, "не случайно символом Зазеркалья служит Кэроллу расположение шахматных фигур на поле. Ведь шахматная доска тоже своеобразное зеркало: в ней верхняя половина зеркально повторяет нижнюю. Многие образы Зеркальной страны построены по тому же принципу". Каждая шахматная фигура и даже пешка в Зазеркалье имеет своё имя. За одиннадцать ходов Алиса, начинающая игру с определенной автором позиции, выигрывает партию. Это далеко не все произведения, где упоминаются шахматы. Многие зарубежные писатели также уделяли много внимания этой игре. Читайте, получайте удовольствие и вы лучше поймёте психологию шахматной борьбы, почувствуете очарование этой удивительной игры. Источник: Детская энциклопедия АиФ. Шахматы в литературе. – 2006. - №12. – 66 с.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |